Хроника провинциального фотографа. Д. И. Пряничников.

 Если систематически закреплять при помощи фотографического 
аппарата всю проходящую мимо нас жизнь, 
то получается в результате бесконечно длинная полоса изображений прошлого. 
А прошлое, чем дальше оно отходит, тем делается для нас дороже.

А. Франс

Теперь лишь немногие городские старожилы помнят этого человека среднего роста с аккуратной бородкой и усами, постоянно таскавшего с собой фотоаппарат. А в городе он был человек известный – Пряничников фотограф. Его можно было видеть всюду, где происходили события, большие или малые – значения не имело, и были они, порой, незаметные для многих, значительными для него. Он фотографировал, делал свои документальные снимки «не для себя – для потомков". 


Отделение Государственного банка.
Фото: Д. И. Пряничников. Нач. XX в.

Дмитрий Ильич Пряничников – костромич, родился в 1870 году в семье мелкого служащего фабрики Зотова. Детство провел здесь же, в фабричном районе, среди ребятишек себе подобных. С малолетства выучился грамоте и мог прилично читать сначала церковные, а затем и гражданские книги. Всю жизнь он занимался самообразованием, по возможности собирал любимые книги и к тридцати годам собрал порядочную библиотеку, составленную из сочинений русских классиков и специальной литературы. А специальная литература была со вкусом подобрана целиком по одной теме – фотографии. И вряд ли кто в городе имел столь удивительное собрание от копеечных брошюр и журналов до альбомов известных в России фотомастеров.

Рано началась его трудовая деятельность, он служил мальчиком в лавке, продавцом, в разных отделениях губернского земства – статистиком, делопроизводителем, бухгалтером, счетоводом.


В палате губернской земской больницы. Фотограф Д. И. Пряничников. Нач. XX в.

Но вовсе не служебная деятельность привлекает нас в нём сегодня, а работа его как фотографа, создавшего богатейшую фотохронику более чем за сорокалетний период.

Первое знакомство с фотографией Пряничников получил в фотоателье «Светопись», принадлежавшем А.Ф. Шмидту, старейшему костромскому фотографу. Здесь, в павильоне А.Ф. Шмидта, он впервые увидел «волшебный» ящик-гармошку – фотокамеру, а сам мастер предстал волшебником. С той поры желание стать обладателем фотоаппарата прочно укрепилось в нём. 


Трудовая терапия в психиатрической колонии Никольское.Фотограф Д. И. Пряничников. Нач. XX в.

В 90-х годах XIX века ему удалось скопить необходимую сумму, и он приобрёл дешёвенькую фотокамеру немецкого производства. Первые опыты начинающего фотолюбителя – снимки домашних, дворовых и соседских детей, уличные снимки детей фабричных рабочих. Затем стал фотографировать памятники архитектуры, церкви, ландшафты, и снимки эти, выполненные по устоявшимся фотографическим канонам, никак не удовлетворяли его. Зачастую не получался кадр: главное растворялось в мелочах.

Пряничников начал самостоятельное глубинное изучение предмета с азов истории фотографии. Выписанная им фотолитература, основательно проработанная, дала прочно усвоенные теоретические знания. Желание подкрепить теорию практикой свело его с фотографами-профессионалами братьями Федотовыми, снимавшими в городе помещения под свои фотоателье. Под наблюдением Сем¸на Петровича Федотова, в его павильоне Пряничников сделал первые шаги по изучению практической фотографии. В период учебы он помогал фотографу: мыл посуду, заряжал кассеты пластинками, выполнял нехитрую ретушь негативов, работал над составлением растворов. Время, проведенное в фотографии С. П. Федотова и оказалась той практической школой, столь необходимой начинающему фотолюбителю. Павильонные опыты успешно закончились, и он начал снимать свой город.

В одну из таких прогулок с фотоаппаратом случай свёл Пряничникова с известным нижегородским фотографом М.П. Дмитриевым, собиравшим материал для своих волжских открыток с изображениями местностей и типов жителей от истоков Волги до Астрахани. Быть может, эта встреча с большим фотохудожником и определила дальнейшую творческую судьбу Пряничникова в фотографии.

Беззаветно влюбленный в Волгу, он с детства наблюдал и хорошо знал жизнь волжского люда. Он обратил свою камеру туда, где и появляться порой бывало небезопасно. Героями пряничниковских работ стали теперь зимогоры, береговая рвань, голь перекатная, находившая на волжских пристанях свой сезонный кусок хлеба. 


Ледоход. Фотограф Д. И. Пряничников. Нач. XX в.

Молочная гора. Фотограф Д. И. Пряничников. 1920-е гг.

Зачастил фотограф и на ярмарки, базары, где бойко торговали игрушками и красным товаром, а «пушкари» – фотографы-моменталисты – в считанные минуты выдавали «патрет» за пятак. Снимал он и процессии во время церковных праздников, столь изобиловавшие в городе.

Пряничникова привлекали события, и к 1904-1905 годам он уже совершенно определился как событийный фотограф, прочно вставший на путь репортажной фотографии. Сегодня мы вправе считать его зачинателем, основоположником репортажа и репортажно-жанровой съёмки в истории фотографической жизни города. 


Дом Акатовых на Русиной улице. Фотограф Д. И. Пряничников. Нач. XX в.

Работа продолжалась. У автора начал составляться собственный архив, постоянно им пополняемый и насчитывавший уже несколько сотен снимков, лежавших без движения, с содержанием которого был знаком лишь небольшой круг друзей-художников, фотографов и товарищей по службе.

По предложению книжного склада губернского земства «Костромич» Пряничников сделал пробную партию «открытых писем», которая была с успехом реализована. Он стал для склада постоянным поставщиком открыток, которые служили прекрасным почтовым отправлением. Их покупали охотно, и очень быстро горожане привыкли к ним и предпочитали всем прочим. Открытки Пряничникова были свидетелями ежедневных событий, очевидцами и участниками которых становились сами покупатели. Они служили замечательным иллюстративным дополнением к местным периодическим изданиям, не помещавшим фотоснимков.

Фотооткрытки изготовлялись оперативно, на другой же день и, рассылаемые по почте, разъезжались не только по России, но и за рубеж, неся в себе всем понятную визуальную информацию, не требующую специальных комментариев, снабженную лаконичной авторской подписью. Вскоре Пряничников получает предложения от издателей типографских открыток, которые начинают печатать их по его негативам отдельными сериями. Отдельные фотографии стали всё чаще публиковаться в различных печатных изданиях, а путеводитель по Костроме, составленный врачом-краеведом Л. П. Скворцовым, целиком был иллюстрирован его фотоснимками.

В этом путеводителе помещено объявление: «Вся Кострома на открытках. Фотографии на бромистых бумагах Д. И. Прянишникова». «Вся Кострома» – быть может, преувеличение? Или обычный рекламно-издательский прием? Нет, объявление правдиво! Действительно, к 1913 году фотокамера Пряничникова зафиксировала весь город – неполно были представлены лишь частные жилые дома. Государственные учреждения, памятники старины, культовые постройки, учебные и больничные заведения, торговля, промышленность, волжская жизнь, кустарные промыслы и занятия населения – вот далеко не полный перечень тем его фоторабот.

С организацией в Костроме в 1912 году Научного общества по изучению местного края Пряничников становится одним из деятельных его членов. Он выполняет множество фотографических работ для нужд общества, а специальная фотографическая выставка, устроенная обществом в 1915 году, готовится при его непосредственном участии.

На выставке экспонировались 57 его работ со снимками памятников костромской старины и промыслов населения в уездах Костромской губернии. Фотоработы после экспозиции поступили в музей местного края. Работа в обществе оказала влияние на самого фотографа, он ещё более творчески стал подходить к фотосъёмке, повысил требовательность к получаемым им отпечаткам. Отсюда появление снимков одного и того же объекта, сделанных с разных точек съёмки и ракурсов, с последующим отбором лучших отпечатков после изготовления.

В предреволюционные годы из-за прекращения импорта ухудшилось снабжение фотопродуктами. Дороговизна материалов снизила возможности фотографа, и работа значительно затормозилась. Но, вырывая из своего небольшого бюджета средства для приобретения хотя бы нескольких столь дорогих и необходимых фотопластинок, он продолжал снимать. Отснятый материал лежал, бывало, по нескольку месяцев непроявленным – не было химикалиев.

Положение улучшилось в 1919 году, когда исполком провел учёт всех фотопродуктов, находившихся в частных магазинах и складах, и распределил их сообразно нуждам заинтересованных организаций. В это время фотографы – профессионалы и любители – организовали «Фотографическое общество», одним из главных учредителей и организаторов которого был Пряничников. Общество в кратчайший срок объединило более семидесяти человек, которые на полученных материалах выполняли работы для учреждений и организаций города.

В том же 1919 году при губернском отделе народного просвещения организовался фотокиноподотдел, в состав которого вошёл и Пряничников, возглавивший новое, агитационно-просветительское, направление в работе. Он изготавливал снимки для вновь создаваемых музеев, школ города, изб-читален, снимал театральные постановки.

Материал Пряничникова всё чаще с успехом помещают местные газеты и журналы. Он становится одним из главных поставщиков фотоинформации и инициатором газетных фоторубрик: «С фото по городу», «С фото по губернии».

По инициативе губернского отдела народного просвещения при фотолаборатории фотокиноподотдела для учеников школ города и членов социалистических и молодёжных клубов устраиваются курсы практических занятий по фотографии. На курсах ведут работу фотографы с богатым практическим опытом: Д. Девочкин, Ф. Иванский, Н. Карякин, Д. Пряничников. Пряничников преподает на вечерних курсах практическую съёмку и лабораторную обработку. Впоследствии он читает популярные лекции по фотографии в рабочих клубах, устраивая при этом небольшие выставки собственных фотографий.

Вместе с членами фотокиносекции в соответствии с приказом губполитпросвета «О производственной пропаганде» он участвует в фотосъёмках производств промышленных предприятий города. Общественная работа не мешает ему продолжать выпуск своих фотооткрыток, которые теперь отражают новую жизнь и быт горожан 1920-1930 годов.

Фотографии Пряничникова из номера в номер помещает «Окно “Северной правды”», выставляемое с 1932 года первоначально в витрине «Пале-театра». «Окно», организованное редакцией, монтировалось из центральной фотохроники «Союзфото» и фотохроники местных репортеров и любителей, информация от которых составляла раздел «Костромская жизнь».


Зимогоры. Фотограф Д. И. Пряничников. 1912 г.

Одна из самых больших коллективных работ, в которой участвовал Пряничников, – оформление кабинета советского и партийного строительства, организованного при орготделе горсовета в 1935 году. На стендах кабинета было выставлено более четырёхсот фотографий, иллюстрирующих успехи советской власти на государственном и местном уровнях.

В сентябре 1936 года Д. И. Пряничникова не стало, но наследие его служит нам и будет служить следующим поколениям, изучающим историю нашего края. Лишь небольшая часть негативов передана автором при жизни в Музей местного края, остальные работы рассеяны. Предстоит ещё разыскать их, собрать воедино. И тогда мы будем иметь возможность еще раз оценить всю проделанную им работу и отдать дань глубочайшего уважения труду этого скромного летописца исторических событий. 

Kostroma