взгляд через столетие
Леонид Андреевич Колгушкин
Костромской кинематограф
Но вот пришло время открывать в Костроме постоянные кинотеатры. Тут-то и начался «кинематографический зуд». В ожидании крупных доходов от этих новых начинаний в первом квартале Русиной улицы, как грибы, стали появляться все новые и новые кинотеатры, зрительные залы наскоро оборудовались из магазинных помещений, из библиотек, типографий и т. п. Не имея собственного достаточного капитала, некоторые предприимчивые дельцы привлекали на правах пайщиков лиц, до этого ничего общего не имеющих с «бизнесом»: врачей, художников, адвокатов, фотографов, нотариусов и вообще людей свободных профессий. Так, на протяжении 3-4-х лет быстро появлялись и так же быстро прекращали свое существование кинематографы с громкими названиями: «Прогресс», «Эффект», плавучий кинотеатр «Чайка», «Аполлон» и некоторые другие.
Ни одно из этих коммерческих предприятий не смогло выдержать конкуренции с такими крупными «акулами», как подрядчик плотничных и столярных работ Михаил Трофимов или крупный костромской делец Савва Бархатов, которые начали строить специальное здание для кинотеатра около главных ворот городского бульвара, позади Масляных рядов. Это строение было деревянное, но оштукатуренное снаружи и внутри. Кинотеатр был назван «Современным театром» и существовал потом под названием «Малый».
В нем поначалу особенно художественно был оформлен в нижнем фойе сталактитовый грот с вытекающим из скалы родничком и чучелом огромного орла, сидящего с раскрытыми крыльями на вершине скалы. При свете мелких разноцветных лампочек этот грот представлял феерическую картину. Очень жаль, что он не дожил до нашего времени.
Несколько позднее как раз против «Современного театра» Бархатов начал строить еще лучше оборудованное здание кинотеатра, который и был назван «Пале-театр», что значит в переводе с французского «Дворец-театр». В настоящее время он значительно расширен и реконструирован для широкоэкранного кино.
Появление в Костроме своих постоянных кинотеатров явилось большим событием для костромичей. До этого далеко не многие из костромичей имели материальную возможность часто посещать городской театр или концерты приезжающих в Кострому знаменитостей. В очень редких семьях были собственные рояли или пианино, и большинство горожан удовлетворяли свои эстетические потребности прослушиванием пластинок на «картавом», шипящем граммофоне с огромным деревянным или жестяным раструбом. Много позднее французская фирма «Пато» начала выпуск более совершенных граммофонов без труб, которые с тех пор и стали называть «патефонами», даже если они были и русского производства.
<...> Когда же в Костроме возникли свои постоянные кинематографы, да еще с широко разрекламированными кинокартинами, то редкий человек мог пройти мимо, чтобы не зайти просмотреть за один сеанс несколько короткометражных кинофильмов, чаще всего трагического или комического содержания. Киносеанс сопровождался аккомпанементом на рояле, и его качество всегда зависело от искусства аккомпаниатора или пожилой пианистки, которой приходилось быть виртуозом, так как специальной музыки к кинофильмам не писалось.
В качестве примера рекламы приведем содержание нескольких объявлений о киносеансах из местной газеты «Поволжский вестник» от января 1914 года.