Дом Общественного собрания, в котором проходила выставка. 1910-е гг.

Фотографический вернисаж

 Если обратиться к фотографической истории Костромы и проследить весь путь, проделанный фотографией за 150 лет в нашем городе, то можно заметить, что нечасто костромские фотографы являлись публике с показами своих работ. Но всё же выставочная история, начатая ещё в дореволюционное время, продолжается в наши дни.

 Я остановлю внимание читателей лишь на одной выставке, довольно давней и самой выдающейся, которая не имела себе равных ни по объему выставленного материала, ни по его содержанию среди всех известных фотографических выставок в нашем городе.

 Устроили выставку члены Костромского научного общества по изучению местного края (далее – КНО), объединившиеся в 1912 году для совместной краеведческой работы. Члены общества для удобства распределились в секции, где в составе физико-математической имелась подсекция фотографическая: Д.А. Девочкин и Д.И. Пряничников – служащие губернского земства, М.А. Исаков – ветеринарный инспектор, П.М. Друлис – лесной кондуктор, Н.А. Карякин, Д.С. Селезнев, Д.Н. Сизов – преподаватели учебных заведений, В.Н. Кларк – инспектор народных училищ.

 В непродолжительный срок подсекция организовала любителей фотографии – костромичей и жителей уездных городов – в небольшой коллектив, который стал в истории края первым объединением любителей фотографии. Результатом работы его явилась фотографическая выставка 1915 года.

  В дождливый майский день в доме Общественного собрания на Русиной улице состоялось её открытие.

 «Фотографическая выставка открыта в большом зале, знакомом всем костромичам. Здесь был кинематограф («Прогресс». – А. А.), – стоит ряд щитов, обтянутых серым коленкором и увешанных фотографиями. Вот Кострома, но такая красивая, что её можно принять за Венецию, вот старинные усадьбы Костромской губернии, выстроенные в стиле ампир, их большие комнаты с колоннами, отдел церковной старины с образцами старинной церковной архитектуры. Вот промыслы Костромской губ., сцены из народной жизни, виды природы.

 На возвышении помещены портреты костромских деятелей, собранные А.А. Апушкиным. На экранах – художественные диапозитивы и автохромы В.Н. Кларка».

  Это описание выставки сделано одним из ее устроителей в день открытия. 

Специальный раздел был посвящен фотографической технике: фотокамеры русские и иностранные, всевозможное специальное оборудование, проекционный и кинематографический аппараты, стереоскопы всяких систем с наборами снимков. Демонстрировались рентгеновские снимки пулевых и шрапнельных ранений, сделанные в губернской земской больнице и военных госпиталях на «позициях». Ежедневно врачи земской больницы с помощью «рентгеновских трубок» демонстрировали получение рентгеновских лучей, давая при этом публике необходимые пояснения.

 На выставке читались популярные лекции по фотографии, стереоскопии цветной фотографии с использованием «волшебного фонаря», при этом демонстрировались цветные и черно-белые авторские диапозитивы. Члены фотографической подсекции всем желающим давали консультации по работе с фотоаппаратурой и принадлежностями к ней.

 Мысль об устройстве выставки появилась у членов Общества ещё в год образования, но «по недостатку средств к организации её не решились приступить». Подготовку к выставке возобновили в 1914 году. На заседаниях подсекции решались вопросы, связанные с её проведением. Тогда же был избран выставочный комитет, (председатель – В.Н. Кларк, секретарь – Д.А. Девочкин), который разработал «Положение о выставке», где определялась цель её проведения: «Выставка устраивается обществом в Костроме, с одной стороны, для того, чтобы показать фотографический материал, имеющий отношение к изучению местного края, с другой стороны, чтобы наметить пути, на которых фотография могла бы полнее служить цели общества».

 В феврале 1915 года члены общества через местную газету обратились с просьбой к любителям-фотографам и профессионалам присылать в адрес общества снимки, «не стесняясь качеством своих работ». Приглашались и жители губернии, учреждения и фирмы, располагающие материалом, относящимся к изучению Костромской губернии (в виде позитивов диапозитивов, а также рисунков, гравюр, картин…).

 К участию в выставке была привлечена и Губернская ученая архивная комиссия (далее –ГУАК), существовавшая в городе с 1884 года, которая имела в своём архиве значительную коллекцию фотографий.

 Сегодня восстановить весь выставочный материал в полном объёме пока не представляется возможным: не найден ещё каталог выставки. И всё же некоторые фотографии-экспонаты и серии снимков известны, известны и их авторы. Вот краткие справки о некоторых лицах, участвовавших в выставке.

 А. А. Апушкин, служащий губернского земства, председатель КНО, представил собрание фотографий выдающихся уроженцев Костромского края. Его собрание в 1915 году насчитывало более трёхсот фотографий с биографической картотекой уроженцев края. Из богатейшего архива ГУАК выставлялись снимки археологического и этнографического характера. Из этого уникального собрания выделим фотографии Н. М. Бекаревича. Он – ветеринарный врач, археолог, краевед – запечатлел в 1885 году места, связанные с жизнью прославленного земляка Ивана Сусанина. Виды Домнина, Деревенек, Молвитина – всего 34 фотографии удивительного качества, наполненные авторской любовью и вдохновением.

  В. Н. Кларк представил диапозитивы и фотографии работы 1908 г., сделанные по заданию ГУАК. Это снимки «церквей и предметов церковной старины», а также «типов населения, облаченных в местные одежды, в уездах Ветлужском, Варнавинском и Галичском».

 Излюбленная тема в фотографиях Н. А. Карякина: костромская Волга с её пароходами, баржами, пристанями, городской быт – ярмарочная и базарная торговля, фотопейзажи – городская природа во всякое время года. Все эти снимки разместились на стендах выставки. Единственно известный на сегодня полный список работ с названиями составляют снимки Д. И. Пряничникова. Вот некоторые из них: серия «Кустарные промыслы в Костромской губ.», «Типы крестьян Тоншаевской волости Костр. губ.», «В казённом лесу. Обмер деревьев», «Рыбаки на Галичском озере», «На даче для детей. Игра в крокет». Всего в списке 57 фотографий, сделанных им в 1900–1914 годах.

 М. А. Исаков выставил снимки наличников окон, выполненные в Костроме и уездах Костромском и Нерехтском, а также виды Унжи и интерьеры земского естественно-исторического музея и выставки экскурсионных принадлежностей, устроенной обществом в 1914 году.

 В. И. Смирнов, преподаватель гимназии, секретарь КНО, показал фотографии каменных орудий коллекции Поливановых из Московского исторического музея.

 Основной материал представили на выставку члены Общества – фотографы-любители. Значительно дополнили экспозицию снимки из семейных альбомов горожан, сделанные в костромских ателье начиная с 60-х годов ХIХ века.

 Немало потребовали места почтовые открытки, в которых фотография получила вторую жизнь. В Костроме открытки издавались по негативам Д. И. Пряничникова, В. Н. Кларка, Н. А. Карякина и чиновника почтово-телеграфной конторы С. И. Желоховцева. Из уездных городов открытки прислали М. Д. Дмитриев, И. И. Хохряков – фотографы из Солигалича, М. М. Смодор – фотограф из Галича и другие.

 В течение двух недель работы выставка являлась своеобразным центром по ознакомлению посетителей с культурой, историей, бытом края, демонстрировала публике достижения современной на тот момент фотографии в области техники, медицины, краеведения. Для одних она стала событием, праздником, для других прошла незаметно. Вероятно, сказалось напряженное военное время.

 Посетило выставку всего 350 человек, и ожидаемого дохода она не принесла. Но кто знает, быть может в кого-то из этих немногочисленных посетителей заронила она фотографическую искорку, которая впоследствии разожгла в них страсть к фотографии, превратив их в подлинных любителей и профессионалов светописи.

 По окончании выставки часть материала – 270 фотографий и негативов – поступила в архив Общества, что и послужило основанием для устройства фотографического отдела.

 В том же году один из ведущих российских фотографических журналов «Вестник фотографии» дал костромской выставке самую серьезную оценку и призвал научные общества других городов России последовать этому примеру и основать в своих обществах краеведческие фотографические отделы.

 Спустя семь лет, в 1922 году, в отчёте Общества его председатель В.И. Смирнов писал: «устроенная в 1915 году фотографическая выставка широкого успеха не имела, хотя по количеству и качеству экспонатов она представляла выдающийся интерес. Один крупный плюс имела эта выставка – это поступление в общество от отдельных учреждений и лиц богатого фотографического материала, составившего надежное основание для фотографического отдела музея».

 Фотографический фонд, заложенный более 70 лет назад, сегодня находится в музее-заповеднике. За время с 1915 года фотофонд вырос, продолжая пополняться новыми материалами. Часть их представлена на всеми любимой выставке «Старая Кострома в фотографиях».

Kostroma