КОСТРОМИЧИ
взгляд через столетие

Леонид Андреевич Колгушкин

Костромской кинематограф

 Кинотеатры в старой Костроме
«Современный театр»,ул. Чайковского (Ильинская). Открыт осенью 1910 г. Фото нач. XX в.

Но вот пришло время открывать в Костроме постоянные кинотеатры. Тут-то и начался «кинематографический зуд». В ожидании крупных доходов от этих новых начинаний в первом квартале Русиной улицы, как грибы, стали появляться все новые и новые кинотеатры, зрительные залы наскоро оборудовались из магазинных помещений, из библиотек, типографий и т. п. Не имея собственного достаточного капитала, некоторые предприимчивые дельцы привлекали на правах пайщиков лиц, до этого ничего общего не имеющих с «бизнесом»: врачей, художников, адвокатов, фотографов, нотариусов и вообще людей свободных профессий. Так, на протяжении 3-4-х лет быстро появлялись и так же быстро прекращали свое существование кинематографы с громкими названиями: «Прогресс», «Эффект», плавучий кинотеатр «Чайка», «Аполлон» и некоторые другие.

Ни одно из этих коммерческих предприятий не смогло выдержать конкуренции с такими крупными «акулами», как подрядчик плотничных и столярных работ Михаил Трофимов или крупный костромской делец Савва Бархатов, которые начали строить специальное здание для кинотеатра около главных ворот городского бульвара, позади Масляных рядов. Это строение было деревянное, но оштукатуренное снаружи и внутри. Кинотеатр был назван «Современным театром» и существовал потом под названием «Малый».

М.С. Трофимов. Фото начала XX века.

В нем поначалу особенно художественно был оформлен в нижнем фойе сталактитовый грот с вытекающим из скалы родничком и чучелом огромного орла, сидящего с раскрытыми крыльями на вершине скалы. При свете мелких разноцветных лампочек этот грот представлял феерическую картину. Очень жаль, что он не дожил до нашего времени.

Несколько позднее как раз против «Современного театра» Бархатов начал строить еще лучше оборудованное здание кинотеатра, который и был назван «Пале-театр», что значит в переводе с французского «Дворец-театр». В настоящее время он значительно расширен и реконструирован для широкоэкранного кино.

Появление в Костроме своих постоянных кинотеатров явилось большим событием для костромичей. До этого далеко не многие из костромичей имели материальную возможность часто посещать городской театр или концерты приезжающих в Кострому знаменитостей. В очень редких семьях были собственные рояли или пианино, и большинство горожан удовлетворяли свои эстетические потребности прослушиванием пластинок на «картавом», шипящем граммофоне с огромным деревянным или жестяным раструбом. Много позднее французская фирма «Пато» начала выпуск более совершенных граммофонов без труб, которые с тех пор и стали называть «патефонами», даже если они были и русского производства.

 Справа афиша фильма - Индийская гробница. Из коллекции Юрия Кулёмина.
Кинотеатр "Художественный" демонстрирует фильм "Чапаев" 1959 г.

<...> Когда же в Костроме возникли свои постоянные кинематографы, да еще с широко разрекламированными кинокартинами, то редкий человек мог пройти мимо, чтобы не зайти просмотреть за один сеанс несколько короткометражных кинофильмов, чаще всего трагического или комического содержания. Киносеанс сопровождался аккомпанементом на рояле, и его качество всегда зависело от искусства аккомпаниатора или пожилой пианистки, которой приходилось быть виртуозом, так как специальной музыки к кинофильмам не писалось.

В качестве примера рекламы приведем содержание нескольких объявлений о киносеансах из местной газеты «Поволжский вестник» от января 1914 года.


История развития кинематографии в документальном фильме.
Фильмы снятые в Костроме:

"Ревизор", 1952 г., режиссер Владимир Петров

"Анна на шее", 1954 г., режиссер Исидор Анненский

"Два капитана", 1956 г., режиссер Владимир Венгеров

"Женщины", 1965 г., режиссер Павел Любимов

"Снегурочка", 1968 г., режиссер Павел Кадочников

"В день свадьбы", 1968 г., режиссер Вадим Михайлов

"Егор Булычов и другие", 1971 г., режиссер Сергей Соловьев

"Юность Петра", 1980 г., режиссер Сергей Герасимов

"Жестокий романс", 1984 г., режиссер Эльдар Рязанов

"Борис Годунов", 1986 г., режиссер Сергей Бондарчук

"Очи черные", 1987 г., режиссер Никита Михалков

"Убегающий август", 1989 г., режиссер Дмитрий Долинин

"Сибирский Цирюльник", 1998 г., режиссер Никита Михалков

Телекомпания Кадр https://youtu.be/zx2h6mKYNHI
Леонид Андреевич Колгушкин