Свидетели прошлого.

Филокартия и Кострома.

  В начале ХХ века в России стал широко распространяться новый вид печатных изданий – почтовые открытки, видовые и художественные. В столицах и ряде губернских городов появились свои издатели и целые компании по их производству. Пионером по изданию открыток был Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста (община Св. Евгении). За двадцатилетнюю деятельность им было выпущено более 6400 наименований открыток, среди которых были и открытки с видами Костромы.

 Первая же художественная открытка, посвященная Костроме – репродукция с картины художника Н. Гриценко «Волга у Ипатьевского монастыря», – появилась в самом начале работы комитета. Затем вышли три художественные открытки – репродукции с картин художника В. Плотникова, также изображающих Ипатьевский монастырь. Позднее вышли ещё двадцать открыток с видами города, выполненные по фотографиям замечательного петербургского фотографа А. Павловича.

 Популярность изданий комитета была велика среди населения, поэтому приходилось переиздавать открытки до пяти – шести раз. Некоторые виды Костромы были выпущены повторно. Издания общины Св. Евгении отличались великолепным полиграфическим исполнением благодаря работе в издательстве лучших фотографов, полиграфистов-художников, вовлеченных в дело организатором издательства И. И. Степановым.

 Открытки с изображением Костромы выпускала и московская фирма-фототипия «Шерер, Набгольц и К°» при посредничестве книжного склада губернского земства «Костромич». Подборки открыток включали в себя до двухсот видов города, в основном, центральной его части. 


Книжный склад "Костромич" в доме Маянского на Русиной улице. Фотограф Д. И. Пряничников. 1900-е гг.

 Книжный склад «Костромич» выпустил подборку открыток при участии московского графического заведения «Друкарь». Хотя качество их было ниже, чем у фототипии «Шерер…», по содержанию они гораздо интереснее. Здесь и «Масленичное катанье на Воскресенской площади», и «Молочная гора во время ярмарки», и «Затёртые льдом суда под Татарской слободой», и множество бытовых сцен из жизни города.

 В 1912–1918 годах в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых Кострому буквально наводнили открытками с её видами, в издании которых кроме столичных приняли участие и одиннадцать местных издателей. Среди них Городское попечительство о бедных, книжные и писчебумажные магазины «Просвещение», «Труд», Л. Зак, О. Бекенёвой, аптеки А. Фурмавнина, Л. Домбек… Большую подборку открыток, посвящ¸нных промышленной выставке 1913 года, выпустил петербургский архитектор Л.Сологуб, по проекту которого выставка устраивалась.

 Количество выпускавшихся открыток росло, а вот качество зачастую отставало. Здесь можно встретить грамматические ошибки, надписи, не соответствующие изображению, низкое качество печати, несоблюдение формата.

 Из открыток, выпущенных местными издателями, пожалуй, самыми интересными, как по качеству, так и по содержанию, можно считать открытки Городского попечительства о бедных. Выполненные по фотографиям В. Кларка, они запечатлели не только центральную часть города и наиболее выдающиеся памятники старины, а и интерьеры зданий – «Вход из притвора в летнем соборном храме Успения», отдельные здания и жилые дома – «Дом на Сенной», «Дом причта Сергиевской церкви», фрагменты памятников старины – «Колонна святых врат у ц. Воскресения на Дебре», церковную утварь – «Выносной фонарь из слюды в Ипатьевском монастыре» и т.д. Эти неброские мягких тонов кусочки плотной бумаги мы вправе отнести к лучшим костромским изданиям открыток. 


Александровская часовня и церковь Св. Иоанна Предтечи. Фотограф Д. И. Пряничников. 1915 г.

 Наряду с открытками, полученными типографским способом, широко издавались и пользовались популярностью фотооткрытки – фотоснимки установленного формата, имеющие на оборотной стороне вид почтовой карточки. Из местных издателей следует упомянуть о «фотографе-любителе», как он себя называл, Д.И. Пряничникове, страстном любителе и пропагандисте фотографии. Его работы в жанре открытки отличаются замечательной техникой, аккуратностью исполнения и содержанием. Неоценимую услугу оказала нам его камера, оставив множество снимков, запечатлевших старый город – они позволяют нагляднее представить жизнь провинциального города начала ХХ века.

 Старые открытки, свидетели прошлого, они и по сей день несут свою службу, помогая историкам, краеведам, реставраторам, преподавателям в повседневной работе, в изучении прошлого нашей страны.

 После октября 1917 года – новый, советский, период в истории издания открытки. Начало 1930-х годов, недавно закончилась гражданская война, идёт восстановление разрушенного хозяйства. Казалось бы, уж какие тут открытки! А они есть, первые советские: портреты деятелей революционного движения, открытки плакаты, призывающие на борьбу с голодом и разрухой…

 Преобразуются старые и рождаются новые издательства. Уже знакомая нам Община Св. Евгении, с 1924 года преобразованная в «Комитет популярных художественных изданий», работает над выпуском агитационных, антирелигиозных и художественных открыток. В 1924 году в связи с созданием Государственного издательства начат массовый выпуск видовых и художественных открыток новой России.

 В конце 1930-х годов в серии «Города Союза» появились две подборки по Костроме. Многим знакомы эти открытки, отпечатанные на бумаге невысокого качества и несколько увеличенного формата против старого с издательским значком «ГИЗ» на оборотной стороне. 


Оборот открытки. Художник Е. Лансере. 1904-1914 гг.

 Как же выглядел наш город на этих открытках? Облик его, конечно, резко изменился. Декрет Совета Народных Комиссаров, подписанный В.И. Лениным 12 апреля 1918 года «О памятниках республики», предусматривал «снятие с площадей и улиц памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг» и настоятельно рекомендовал «подготовить замену надписей, эмблем, названий улиц новыми». Снят памятник «царю М. Романову и крестьянину Ивану Сусанину», на средства костромичей установлен памятник В.И. Ленину (1928 г.), для которого использован постамент 1913 года, снесены соборы и на их месте устроен парк культуры и отдыха трудящихся. На месте бывшего плаца между Красными и Мучными рядами работает стадион КИМ.

 В классах епархиального училища разместился рабфак, бывшая чайная «Колпаки» оборудована под типографию «Северная правда», выстроено здание цирка, через Волгу перекинулся железнодорожный мост…

 Появились новые названия улиц и площадей: улица Советская (Русина), улица Ленина (Еленинская), улица Пролетарская (Царевская), площадь Революции (Сусанинская)…

 Подборки открыток с видами города в послевоенное время – а их уже появилось значительное количество – выпускались специализированными издательствами «Советская Россия», «Планета», «Изобразительное искусство», «Филателия». Великолепные по качеству и оформлению, они полно раскрывают жизнь современного города с его новыми районами, домами, улицами, учреждениями… Порадовала и последняя работа в области издания костромской открытки, только что преподнес¸нная костромичам и всем любителям филокартии издательством «Аврора» – подборка «Искусство древней Костромы».


Репродукция картины В. Плотникова «Кострома. Собор». Открытка. Печ. И.С. Лапин. Париж. Издание в пользу общины св. Евгении.

 Открытки 1970–1980-х годов! Придёт время, и вы, свидетели современности, расскажете свою историю новому поколению собирателей и коллекционеров. 

Kostroma