А. О. Карелин. Кон. XIX – нач. XX вв.

Нижегородские светописцы

Рекламные щиты г. Горького извещают публику прекрасно исполненными афишами об открытии новой выставки. Она разместилась в выставочном зале горьковского отделения Союза художников СССР. «Глазами предков» – так назвали ее устроители – областная организация Союза журналистов, Государственный архив Горьковской области и горьковская организация Союза художников СССР. Посвящена она 150-летию фотографии. Выставка составлена из работ двух выдающихся мастеров русской художественной фотографии – А. О. Карелина и М. П. Дмитриева. Имена этих художниковфотографов золотом вписаны в историю мировой светописи.

Зрителям представили работы XIX и XX веков: портреты особ знатных и «беспашпортных» босяков, жанровые сценки, виды Нижнего Новгорода, городов и сел Поволжья. Здесь и павильонные постановки, и репортажные зарисовки, и снимки событий радостных и печальных.

Андрей Осипович Карелин (1837–1906) – выпускник Академии художеств, после окончания которой поселился в Костроме. Каких-либо сведений о занятиях молодого художника в нашем городе нет. Имеется лишь одно объявление в губернской газете за 1865 год, где он сообщает, что «намерен здесь заняться живописью портретной и церковной, а также уроками.

Портреты карандашами цветными и черными, красками масляными, акварельными и восковыми».

Спустя некоторое время Карелин переехал в Нижний Новгород, где и начинал фотографические занятия. В 1876 году он был удостоен звания фотографа Академии художеств. Известен Карелин и как автор серьезных фотографических изобретений. На этой выставке фотографий Костромы, выполненных Карелиным нет.

Их предстоит разыскать.

В конце XIX века Карелин открыл в Нижнем Новгороде мастерскую по изготовлению световых картин (диапозитивов) для «волшебных фонарей». За годы работы мастерская выпустила не один десяток диапозитивов с костромскими сюжетами. Некоторые из них: Ипатьевский монастырь, памятник Ивану Сусанину, село Домнино и другие виды. Световые картины рассылались в учебные заведения всей России.

Максим Петрович Дмитриев (1858–1948) – фотограф-художник, основатель и основоположник бытового публицистического репортажа, блестящий мастер жанровой фотографии.

Фотоальбомы, созданные Дмитриевым, широко тиражировались в виде фототипий. Наиболее известные из них: «Виды Нижнего Новгорода и Нижегородской ярмарки», «Неурожайный 1891-92 год в Нижегородской губернии». Почти десять лет труда положил художник на создание «Волжской коллекции», где отразил жизнь всех волжских селений от истоков до устья великой реки. Одна из костромских фотографий 1894 года – «Соборный ансамбль с Волги» – экспонируется на выставке.

Выставка поражает небывалым объемом – около 800 фотографий, отпечатанных с авторских негативов из фондов горьковского архива…


Девушки с альбомами. Фотограф А.О. Карелин. 1870-1880 гг.
Kostroma