Летописец Волги. М. П. Дмитриев.

В 1880-х годах с возникновением нового и дешёвого вида почтового отправления – «открытого письма» – в России на рубеже веков широкое распространение получили художественные и видовые письма-открытки, выпускавшиеся как зарубежными, так и отечественными издателями. В первые десятилетия века зарубежные издания открыток стали вытесняться русскими столичными изданиями. Крупные издательства, специализировавшиеся на массовом выпуске открыток, начали возникать и в губернских городах.

В Нижнем Новгороде основатель портретного ателье Максим Петрович Дмитриев в первые годы начала века выпустил свои видовые открытки, посвящённые Волге. 


М. П. Дмитриев. Конец XIX - нач. XX в.

Выходу их в свет предшествовала трудная и напряженная работа. М. П. Дмитриев, «летописец и поэт Волги» – так называли его современники, проделал гигантскую работу по сбору материала для издания своих открыток. Он не просто прошел путь от истоков до низовья Волги, но и запечатлел массу волжских притоков, заливов, селений – от деревень, малых и больших городов, до спрятанных в лесах старообрядческих скитов. Встречи с простым народом – ярославскими зимогорами, рыбинскими крючниками, астраханскими рыбаками, крестьянами – нашли отражение в его открытках. Сколько труда, каждожневного и напряжённого, скрыто за этими кусочками плотной бумаги – открытками. Представьте себе работу фотографа XIX века, отправившегося на поиски интересных сюжетов, основательно нагруженного отнюдь не легкими аппаратурой и материалами, порою в несколько десятков килограммов, делающего зарисовки и не только на суше. Встречающиеся на пути ручьи, болота, мелководные речки, казалось бы, пустяковые преграды, приходилось преодолевать согнувшись под тяжестью груза. Даже при самом беглом просмотре открыток, выполненных, кстати, на высоком полиграфическом уровне, проникаешься уважением к их автору и чувствуешь любовь издателя к великой русской реке, к её необозримым просторам, к её народу. В выпуске почти 900 видов открыток с разделами «Волжские типы и сцены», «В заволжских лесах», «Волжские кустари», «Из альбома голодного года Лукояновского уезда»…


Нижегородские босяки.

Особенно интересна по содержанию созданная М. П. Дмитриевым галерея волжских типов: босяк в рваном армяке и опорках, крючник, странники-богомольцы, крестьянин Нижегородской губернии, обитатели ночлежных домов, скитские уставницы, кучер, возивший Н. Мельникова-Печерского во время разорения скитов.

Несколько десятков открыток М. П. Дмитриев посвятил и Костроме. Это памятники старины, архитектуры и волжские виды города, которые впоследствии неоднократно переиздавались.

Работа М. П. Дмитриева над выпуском открыток раскрыла его как блестящего художника-фотографа, пейзажиста, портретиста, бытовика. Ему принадлежат редкие портреты Шаляпина и Горького, последний высоко ценил творчество Дмитриева. Известны несколько писем А.М. Горького к нижегородскому издателю с просьбой прислать ему виды волжских городов, ночлежек и типов босяков, необходимые писателю в работе над пьесой «На дне».

Станиславский, Немирович-Данченко и многие поколения театральных режиссёров обращались к «дмитриевским типам», используя открытки для отыскания нужных костюмов героев спектаклей. Открытки М. П. Дмитриева всегда служили и продолжают служить подлинным историческим иллюстративным материалом к учебникам, путеводителям, художественной литературе. В частности, они используются как прекрасная иллюстрация к рассказам В. А. Гиляровского. Эти открытки помогают при постановке спектаклей, при съёмке документальных и художественных фильмов. Кроме огромной исторической ценности они содержат в себе богатейший географический и этнографический материал.

Наследие М. П. Дмитриева, художника-фотографа, провозвестника русской публицистической фотографии, бережно изучается и притягивает к себе всё новых и новых исследователей. 


Поволжье. Осташковские рыбаки. Фото М.П. Дмитриев. Конец ХIX - начало ХХ века.
Kostroma