Светопись А. Шмидта.
Семья костромских музейщиков, культурный мир области отметил столетие первого краеведческого музея на костромской земле! Он, скромный по размерам музей-первенец, своим появлением заложил надёжный фундамент, на котором покоится ныне столетием созданное современное музейное дело края. Устроился музей трудом и стараниями членов Губернской учёной архивной комиссии, образованной в Костроме в 1885 году.
С началом её деятельности в губернии начался упорядоченный, систематический, подлинно научный процесс изучения края, с успехом продолжающийся и сегодня. За первые шесть лет исследовательского и собирательского труда комиссия накопила значительный архив «бумаги предметов», составилась и порядочная библиотека. По ходатайству тогдашнего её председателя Н. Н. Селифонтова ученые-энтузиасты получили разрешение обосноваться в здании Дворянского собрания на Павловской улице. В 1891 году детище комиссии – музей – открылся для публичного обозрения.
Сотрудниками комиссии были люди всяких сословий и положений в обществе. Любовь к делу объединила увлечённых историей людей. И высокий чиновник, и мелкий служащий, и крестьянин – все были равными тружениками, создателями первой музейной экспозиции. С одним из них – Адольфом Федоровичем Шмидтом, прилежным и деятельным членом комиссии, мы сегодня знакомим читателей.
В Костроме поначалу знали его как провизора, а с открытием в 1864 году фотографической галереи «Светопись. А. Шмидт» он сделался уважаемым и любимым фотографом у горожан. Заслужить репутацию добропорядочного искусного фотографа-мастера в те годы было совсем непросто.
Несовершенство аппаратуры, фотографических материалов, трудоёмкий, хлопотный процесс получения снимков привлекал немногих. Охотников подкормиться от светописи насчитывалось единицы, да и те по большей части, испробовав светописного труда, бросали дело. Шмидт был иных свойств. Природное трудолюбие, аккуратность, провизорское знание химии позволили ему в совершенстве изучить светописное дело и добиться в результате фотографического первенства на тридцать пять костромских лет.
Понятно, что такой человек, обладатель редкой специальности, не мог остаться незамеченным. В 1884 году Шмидт писал: «за фотографическую работу свою я недавно удостоен звания члена-сотрудника Археологического института в С. - Петербурге».
В эти годы выходит в свет описание «Костромские церковные древности», к которому был приложен альбом «Двадцать снимков, исполненных местным фотографом А. Шмидтом». Подборка фотографий включала в себя снимки с древностей Ипатьевского монастыря, храма Воскресения на Дебре и кафедрального Успенского собора. Фотограф запечатлел иконы, складни, кресты, листы церковных рукописей, отдельные храмовые интерьеры.
Строительство мастерских Чижовского училища. Фотограф А. Ф. Шмидт. 1890-е гг.
Фотографирование предметов в храмах, съёмка внутри помещений в то время представляли известные трудности. В работах же Шмидта, выполненных вполне искусно и, пожалуй, безызъянно, чувствуется творческий подход и довольно солидная подготовительная работа. Вся шмидтовская продукция несёт на себе печать такого отношения мастера-фотографа к делу.
Он, как никто другой из мастеров-любителей XIX века, потрудился в создании видовых светописных листов. Архитектурные снимки его успешны. Они наглядно иллюстрируют опыт фотографа. Вероятно, это и стало причиной присуждения ему на Всероссийской фотографической выставке в Москве в 1889 году награды за фотографический труд.
Строительство здания среднего механико-технического училища им. Ф.В. Чижова. Фотограф А.Ф. Шмидт. 1890-е гг.
В 1891 году Шмидт становится членом Губернской учёной архивной комиссии. За годы деятельности комиссии Шмидт весьма значительно пополнил её архив. Исполнял фотограф съёмки по частным и общественным просьбам не только в Костроме, но и в уездных городах, деревнях, селениях губернии, оставив после себя фотографии немалым числом… На время отъезда работы в «Светописи» продолжали его ученики. Их он держал всегда.
Просторный дом фотографа на Еленинской улице всегда давал приют лицам, прибывавшим в Кострому по фотографическим делам. За советом и помощью часто приезжали фотографы из губернии, а многие стали выучениками профессионала, слушателями «шмидтовской школы». В этом ещё одна заслуга педагога-фотографа, который вырастил, подготовил к самостоятельной работе людей, чей труд впоследствии обратился на пользу многим поколениям.
Фотографическими изображениями из XIX века небогата костромская земля, в этом отношении работы Шмидта – бесценные экземпляры, раритеты, требующие самого бережного отношения.