Полоскательные предприятия

 Повседневный быт костромичей на репортажных фотографиях
Холодные платьемойни весной. Фото нач. ХХ в.

  Лето для костромских прачек – самая благодатная пора! Женщины бельевого промысла «мыли» бельё на специально устроенных лавах, с плотов и случайных, пригодных для дела приречных сооружениях.

 В пору ледостава и ледохода полоскательное ремесло замирало, и кошельки дам санитарного промысла совершенно тощали. Весной, во время остановки льда, на реках можно было видеть отдельных отважных баб, с риском для жизни моющих бельё средь ледовых глыб. В период ледостава таких попыток полоскальщицы не совершали.

 В начале зим, когда лёд набирал достаточную прочность на Волге и реке Костроме, там устраивались полоскательные места. В Костромской губернии в зависимости от местности они назывались по-разному: в Костроме – платьемойни,  Галиче – портомойни, в других уездах – бельемойни.

 Сооружали надлёдные приспособления арендаторы. Арендатор – это предприимчивое лицо, которое выиграло торги в городской управе. Если сумма, предложенная участником торгов, удовлетворяла запросам города, то с ним заключался контракт на определённый срок – от года до пяти лет.

 В Костроме арендаторы ладили три вида платьемоен. Тёплая – длинный бревенчатый дом с окошками, внутри которого имелась прорубь с деревянным настилом вокруг; холодная – тесовый сарай с прорубью и настилом, и наконец, просто холодная – обыкновенная открытая прорубь, огороженная вешками, чтобы какой-либо подвыпивший легковой или ломовой извозчик не свалился в бельевую прорубь. Впрочем, вешки защищали мало.

 Повседневный быт костромичей на репортажных фотографиях
Полоскание и стирка белья на реке.
Фото нач. ХХ в.

За пользование первыми двумя видами стиральных мест взималась плата. Арендатор согласовывал её с городской управой. В XIX веке, например, она составляла от одной до шести копеек за одну бельевую корзину, в зависимости от объёма корзин. Сумма весьма значительная и не всякому обывателю по карману. К услугам последних арендатор предоставлял открытые проруби.

Городское самоуправление в лице думских гласных вело разговоры об общественных (бесплатных) стиральных устроениях ещё с 70-х годов XIX века, но увы, дело народных платьемоен так и осталось в руках арендаторов.

Выстиранное бельё, как известно, имеет не малый вес, и в связи с этим у обывателей возникали трудности по доставке его к местам мытья. Горожанам, жительствовавшим вдали  от рек, полоскание белья обходилось весьма   недёшево.  Поэтому они не нанимали извозчиков, а привлекали к делу зимогоров, болтающихся без работы и пьянствующих, которые на   грузовых санках доставляли многопудовый бельевой груз к рекам и назад к домам. Малоимущие горожане сами впрягались в санки.

 Повседневный быт костромичей на репортажных фотографиях
Летнее выполаскивание белья.
Фото нач. ХХ в.

Арендатор, согласно действующим правилам, должен был содержать полоскательное дело «в надлежащем порядке». Это означало очистку   прорубей от льда, устройство удобных и безопасных подходов к прорубям при основном условии – соблюдении общественного благочиния. Но арендаторы имели на своё предприятие   особый взгляд: употреблять в дело как можно меньше средств.

На берегах рек против платьемоен в силу очередей собиралось весьма значительное общество городских «стиральных дам». Общество пёстрое по составу: хозяйки, кухарки, прислуга, профессиональные прачки. Этот женский береговой сход напоминал базар, в самых худших его проявлениях, а если говорить точнее –  полный хаос.

 Повседневный быт костромичей на репортажных фотографиях
Закрытая платьемойня у Молочной горы.
Фото нач. ХХ в.

Смотрители за порядком, нанятые арендатором за небольшую плату (они же собирали деньги с пользователей прорубями), находились в постоянном подпитии (мороз, непогодье к тому располагали), связываться со скандальными бабами избегали. Урезонить крикливых  женщин, выясняющих, кто первый в очереди, мог только полицейский страж. Он с нарушителями общественного благочиния разбирался  быстро: кто не унялся – получи трёхрублёвый протокол! Страж удалялся, а береговой женский хаос восстанавливался.

Внутри закрытых платьемоен порядок тоже был редким явлением. Бабам всегда не хватало простора, здесь постоянно царила толкотня, переходящая в драки. В результате разборок  некоторые стиральные дамы совершали прорубные купания.

Такое положение в зимних полоскательных местах сохранялось до самой революции, а затем оно плавно переместилось в новую социальную эпоху.

Кострома в будни и праздники